Творчество
Решение проблемы формирования творческих способностей старшеклассников, увлечённых химией, находится в зависимости от выбора концепции психологии творчества. Понятие творчества — одно из самых сложных понятий психологии и педагогики. Отсюда и неоднозначность подходов к его определению. Важно отметить, что «попытки неправомерного расширения или, напротив, неоправданного сужения сферы применения тех или иных обобщений, концепций, гипотез, неточное описание уровня изучаемого объекта… создают теоретическую путаницу» [1,с.18].
Интеллектуальное творчество — многофакторный феномен. Однако при рассмотрении этого феномена (как многофакторного объекта), следует учитывать, что он является целостным объектом. Поэтому его можно изучать с разных сторон различными экспериментальными методами, обнаруживая каждый раз новую закономерность. Но при правильном методологическом подходе в его изучении как сложной системы, в нём можно выделить исходный системуобразующий фактор.
Общеметодологическое положение о необходимости выделения для анализа определённых единиц, далее неразложимых и обладающих качеством всеобщности, является единственно правильным. Такая единица системного анализа в отличие от элементов системы обладает всеми основными свойствами, присущими системе в целом. Такой методологический подход можно найти в любой области знаний. Так в химии, выделяя структурную частицу (единицу) вещества (атом, молекулу…) в качестве единицы системного анализа, описывают его свойства в целом. Адекватной единицей при изучении интеллектуального творчества личности может быть лишь та, которая отражает все её характеристики в целом. В психологии сторонником такого подхода является Л.С.Выготский: «Многофакторность творческого мышления не исключает, а предполагает необходимость выделения некоторого специфического базового фактора (или показателя) творческого потенциала индивида» [2,с.15].
Для разработки дополнительной химической образовательной программы «Гидропоника» использовались методологические принципы концепции психологии творчества, в которой в качестве единицы системного анализа творчества является «интеллектуальная активность».
- ЛомовБ.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии// Психологический журнал.– 1980. – Т.1.– №1.– С.8-20.
- ВыготскийЛ.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти т.– М.,1982.– Т.2.– С.6-361.