Sample menu:

Концепции психологии творчества

Проблема творчества в XX веке считалась «проблемой века». С решением этой проблемы связывались самые большие надежды на улучшение жизни людей и будущее всей планеты, так как считается, что прогресс цивилизации исключительно зависит от творческих людей. Проблема хотя и оказалась решённой, но это решение осталось незамеченным среди множества неверных решений (концепций).

Самой популярной концепцией творчества является определение его как «создание нового». Эта позиция нашла выражение в определении, данном Я.А.Пономарёвым: «Творчество — необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых, меняются и сами формы творчества. Творчество человека — лишь одна из таких форм» [1,с.43]. В рамках такой концепции творчества работали видные психологи С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, А.М.Матюшкин и др., вписавшие немало ярких страниц в историю отечественной психологии. Например, С.Л.Рубинштейн писал: «Творчество — деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [2]. Согласно Л.С.Выготскому: «Творчество есть создание нового, всё равно, будет ли это создание творческой деятельностью какой-нибудь вещи внешнего мира или известным построением ума и чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке» [3,с.14].

В.Н.Давыдов [4] отмечает, что эти определения полностью отрицают возможность учебного творчества, поскольку в обучении создание общественно значимых ценностей — явление уникальное. Он указывает на то, что не существует взаимозависимости между наличием в патентном фонде соответствующего технического решения и наличием творческих способностей у изобретателя.

В рамках концепции творчества, как создания «нового», в методике преподавания химии М.Г.Гольдфельд и Г.В.Лисичкин [5] отмечают, что в ученических исследованиях практической направленности творческий элемент иногда сводится к преодолению трудностей, связанных с отсутствие тех или иных материалов, замене их другими, нахождению оптимальных режимов проведения опытов и т.д.

В то же время, А.Т.Шумилин [6], Я.А.Пономарёв [1] и другие исследователи отмечали, что критерии новизны и общественной значимости представляют собой лишь один из моментов ценностного аспекта творчества. Поэтому Я.А.Пономарёв [7] конкретизирует определение творчества как избыточную по отношению к стимулу деятельность, включающую в себя самостоятельность выбора объекта мышления, выход за пределы задания, преобразование задания и стимула. Избыточную по отношению к стимулу деятельность Я.А.Пономарёв называет творческой активностью и указывает на то, что она реализуется посредством творческих способностей.

Дж.Гилфорд [8] связывает творчество с «дивергентным мышлением», которое является одним из пяти факторов его кубической модели интеллекта (модель «SOI») [9]. В настоящее время часть педагогов, работающих с одарёнными детьми, убеждены в том, что модель творчества Дж.Гилфорда является чрезвычайно плодотворной основой для построения эффективных программ обучения и воспитания. Считается, что комплексный характер этой модели открывает широкие перспективы для интеллектуальной деятельности, а также «SOI» даёт в руки учителей (особенно тех, кто работает с одарёнными детьми) целый арсенал теоретических и практических средств, способствующих оживлению уроков и занятий, стимулированию познавательной деятельности и самостоятельной поисковой активности [10].

В рамках «SOI», фактор «дивергентное мышление» оценивается через различные параметры. Один из них, оригинальность, определяется как статистически редкое. Диагностические исследования с помощью соответствующих тестов часто признают творческими людей со сниженным интеллектом. Это случается, когда гипертрофирован мотив достижения или нарушен селективный процесс, что наблюдается при некоторых душевных заболеваниях.

Д.Б..Богоявленская творчество человека определяет через предметно-практическую деятельность, в процессе которой человек выходит за пределы «заранее установленного масштаба» [11], за рамки простой целесообразности, познавая и преобразуя окружающий мир и самого себя. Это — универсальная целеполагающая деятельность [12].

В рамках концепции Д.Б.Богоявленской сущность понятия «творчество» объясняется через понятие «интеллектуальная активность» [13]. Это и вызывает затруднения в применении дидактами и методистами концепции творчества Д.Б.Богоявленской для решения проблем обучения и воспитания одарённых детей.

  1. ПономарёвЯ.А. Психология творческого мышления.– М.:АПН РСФСР, 1960.– 352с.
  2. РубинштейнС.Л. О мышлении и путях его исследования.– М.:Изд-во АПН, 1958.– 147с.
  3. ВыготскийЛ.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти т.– М.,1982.– Т.2.– С.6-361.
  4. ДавыдовВ.Н. Методика обучения учащихся решению экспериментальных творческих задач по химии// Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.– М.,1992.
  5. ГольдфельдМ.Г., ЛисичкинГ.В. Ученическое исследование на внеклассных занятиях по химии// Внеклассная работа по химии: Пособие для учителей/ Сост. М.Г.Гольдфельд.– М.:Просвещение,1976.– С.129-138.
  6. ШумилинА.Т. Проблемы теории творчества: Монография.– М.:Высшая школа, 1989.– 143с.
  7. Психология творчества/ Под ред. Я.А.Пономарёва.– М.:Наука,1990.– 224с.
  8. GuilfordJ.P. Measurement of Creativity.– In: Exploration in Creativity.– N.Y.,1967.– p.281-287.
  9. GuilfordJ.P. The Nature of Human Intelligence.– N.Y.:McGrow-Hill,1967.
  10. Одарённые дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого; Предисл. В.М.Слуцкого.– М.:Прогресс,1991.– 376с.
  11. МарксК. Критика политической экономики// МарксК., ЭнгельсФ. Соч., 2-е изд.– Т.46.– ч.1.– C.51-508.
  12. БогоявленскаяД.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.– Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1983.– 176с.
  13. БогоявленскаяБ.Д., БогоявленскаяМ.Е. Одарённость и проблемы её идентификации// Психологическая наука и образование.– 2000.4.– С.5-13.