ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРЕССИВНЫХ МАТРИЦ РАВЕНА
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
А.Т. Шульгин, г. Москва
Не каждый тест на интеллект может приоткрыть индивидуальные особенности респондента. Тест, представляющий собой простой набор заданий, будет оставаться простым тестом достижения (например, интеллектуальный тест В. Серебрякова (V. Serebriakoff. A Guide to Intelligence and Personality Testing. The Parthenon Publishing Group, 1988, p. 114)). Однако сам тест может быть сконструирован таким образом, что он будет выступать некоторым инструментом, фиксирующим индивидуальные интеллектуальные характеристики респондентов. Этому условию наиболее удовлетворяет тест «Прогрессивные матрицы Равена». При разработке теста была сделана попытка реализовать принцип прогрессивности, заключающаяся в том, что выполнение предыдущих заданий является как бы подготовкой респондента к выполнению последующих. Происходит обучение выполнению все более трудных заданий.
В соответствии с принципом прогрессивности, ошибки на листе ответов респондента должны располагаться, в основном, ниже диагонали, соединяющей верхний правый угол листа с нижним левым. Очевидно утверждение: при возрастании сложности заданий, число ошибок у респондентов должно увеличиваться. Данное утверждение как бы не требует доказательства.
Однако встречаются респонденты, распределение ошибок у которых носит иной характер. По расположению и динамике ошибок можно построить профиль индивидуальных интеллектуальной деятельности человека. Одновременно этот «профиль» позволяет выявить сильные и слабые места в способах интеллектуальной работы ученика и тем самым обеспечить целенаправленную и более эффективную коррекционную работы с ним.
Разработанная нами программа определения индивидуального профиля прошла апробацию на учащихся 1-11 классов средних школ многих регионов страны. При лонгитюдном исследовании изменения некоторых личностных особенностей интеллектуальной деятельности учащихся оказалось, что характер распределения ошибок на листе ответов в большинстве случаев не изменяется.
Исследование выполнено при поддержке РГНФ. В рамках проекта «Динамика развития творческих способностей» №96-03-04-355.