Sample menu:

Шульгин А.Т. Формирование интеллектульной активности личности // Химия в школе. — 2002. — 2. — С. 73-78.

А.Т. Шульгин

Дом научно-технического творчества молодёжи,

филиал Московского городского Дворца творчества детей и юношества

Формирование

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ

личности

В настоящее время растёт интерес к работе с одарёнными детьми и исследованию проблемы твор­ческих способностей. Творчество — многофакторный феномен, поэтому его можно изучать с разных сторон различными экспериментальными методами, обнаруживая каждый раз какую-нибудь новую закономерность.

Адекватной единицей системного анализа при изучении творчества предлагается считать интел­лектуальную активность личности [1, 2].

Интеллектуальная активность — интегральное качество личности, которое позволяет ей осуще­ствлять собственное целеполагание [2].

Внешней качественной характеристикой интеллектуальной активности личности является интел­лектуальная инициатива. Интеллектуальная инициатива обусловлена не практическими нуждами, не внешней или собственной отрицательной оценкой своей деятельности, она представляет собой про­должение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности.

Определение интеллектуальной активности в качестве единицы системного анализа творчества позволяет понять, почему не только лидер, имеющий самый высокий уровень развития общих ум­ственных способностей, но и другие члены коллектива, у которых уровень этих способностей высокий и средний, становятся полноправными участниками творческого процесса.

Такой теоретический подход имеет и важное практическое следствие: обучение требует построения двухуровневой модели деятельности. Первый уровень — это деятельность по решению конкретных за­дач с известными условиями, второй — деятельность по выявлению скрытых закономерностей, которые содержит вся система задач, но открытие этих закономерностей не требуется для успешного решения предложенных задач. Это требование относится не к отдельно взятому заданию, а к системе задач в целом, которая предполагает возможность неограниченного движения в ней. Следует отметить, что второй уровень потенциально присутствует в любом виде деятельности.

Необходимость решить задачу служит стимулом мыслительной деятельности до тех пор, пока уча­щийся не найдет и не отработает надежный и оптимальный алгоритм решения предложенных задач. Дальнейший анализ материала, который не диктуется «утилитарной» потребностью решить задачу, и есть второй уровень. Поскольку переход на второй уровень осуществляется после требуемого решения задачи, по инициативе самого учащегося, то в этом и только в этом смысле можно говорить об отсутствии внешнего и внутреннего стимулов его деятельности, а также о проявлении им интел­лектуальной инициативы.

Такая модель обучения реализована в программе дополнительного образования «Гидропоника» [3], разработанной педагогическим коллективом лаборатории физической химии (сектор химии) Дома науч­но-технического творчества молодежи (ДНТТМ), филиала Московского городского Дворца творчества детей и юношества. В данной статье речь пойдёт о том, как двухуровневая модель обучения была ре­ализована в экспедиции «Саяны-2000», руководителем которой был Д.Л. Монахов, директор ДНТТМ.

«Саяны-2000»

В августе 2000 г. учебная группа «Экоаналитика», сформированная из учащихся лаборатории физи­ческой химии, вместе с другими группами ДНТТМ отправилась в экспедицию в Восточный Саян.

Географическая справка

Проникновению влажных западных ветров на Восточный Саян препятствуют другие хребты Восточ­но-Сибирской горной системы. По этой причине зимой в Восточном Саяне устанавливается незначи­тельный снежный покров, который в теплый период быстро сходит, оголяя вершины гор. В связи с этим один из хребтов даже получил название — Тункинские гольцы. Талые воды быстро сбегают с гор, оставляя после себя каменистые русла временных рек. Часть вод, просачиваясь сквозь горные породы и взаимодействуя с ними, даёт начало минеральным источникам. Тункинская впадина — часть Байкаль­ской рифтовой зоны с угасающей вулканической деятельностью, поэтому подземные воды насыщены углекислым газом.

В 60-е гг. XIX в. местные охотники в русле реки Кынгырги (в атласах река называется Кынгаргой) обнаружили газированный минеральный источник, который в народе стали называть «Глазным источ­ником». Необычность вкуса воды в нём породила у людей поверье о том, что она является целебной (святой). Здесь стали строить временные избы и приходить в них на лечение. В настоящее время на этом месте расположен самый известный в Бурятии курорт «Аршан» (с 1920 г.).

Воды «Глазного источника» по составу близки к водам Нарзана, но значительно превосходят их по минерализации.

В июле-августе в Тункинских гольцах держится относительно сухая тёплая погода с периодиче­скими осадками. Это самое благодатное время года. Мелеют реки, и минеральные источники становятся доступными.

*  *  *

Перед учащимися была поставлена система задач по определению основных показателей качества воды в районе экспедиции. Для её решения в лаборатории физической химии предварительно были разработаны и изготовлены тест-системы для определения щёлочности и общей жёсткости воды, со­держания кальция, сульфат- и хлорид-ионов в воде [3].

Воды различных регионов страны отличаются по минерализации и содержанию микрозагрязнителей (например, железа, марганца), которые сильно влияют на точность определения макрозагрязнителей. Прежде чем решить поставленные задачи, учащиеся должны отработать надежный и оптимальный ал­горитм (методику) определения качества вод в районе экспедиции: выбрать оптимальный объём проб, определить достаточные количества маскирантов, объёмы буферных растворов.

Основные сложности появились при определении качества воды «Глазного источника». Первона­чально, выполнив анализ по стандартной методике, учащиеся отметили, что при увеличении объёма пробы анализируемой воды увеличение объёма титранта происходило не прямопропорционально. Причиной этого было нечёткое изменение цвета металлоиндикатора в точке эквивалентности. Таким образом, сложилась проблемная ситуация, которая характеризовалась несоответствием полученных результатов тому, что есть на самом деле. При её разрешении учащиеся выдвинули ряд идей: вместо привычного диапазона объёмов проб 5-20 мл они предложили выбрать диапазон 1-4 мл и, уменьшив объёмы проб анализируемой воды, увеличить количество маскирантов и объёмы буферных растворов.

Это позволило определить все показатели качества воды «Глазного источника» с относительной ошибкой не более 4% (табл. 1).

Таблица 1. Состав воды «Глазного источника»

 

Ионный состав

Нормальная концентрация, мэкв/л

Доля аниона (катиона), %

Содержание иона в растворе, г/л

 
 

Анионы:

HCO3-

SO42-

Cl-

Всего

24,0 ± 0,3

6,0 ± 0,2

Менее 0,5

30,0*

80

20

1,464

0,288

 
 

Катионы:

Ca2+

Mg2+

Всего

Me+(Na+)

12,7 ± 0,4

6,1*

18,8 ± 0,7

11,2*

42

20

 

37

0,254

0,073

 

0,258

 
 

Общая минерализация

≈ 2,3

 

________________

* Расчётная величина

Итак, в традиционном понимании эта задача творческая и имеет оригинальный результат — мето­дику определения общей жёсткости и кальция в воде «Глазного источника». Однако в данном случае у учащихся имелся внешний стимул: большая ошибка определения значения общей жёсткости и содер­жания кальция на начальном этапе. Этот внешний стимул вызвал у них поток внутренних мотива­ционных стимулов (самолюбие, престиж и т.д.). Следует принять во внимание и тот факт, что при организации учебного процесса нельзя точно определить, какой мотив является ведущим.

Цели и мотивы учащихся оказывают влияние на их деятельность. Если их цели лежат вне самой деятельности, то они осуществляют её только для того, чтобы их не ругали за невыполнение задания. В зависимости от того, рассматривают ли учащиеся решение задачи как средство для осуществления внешних по отношению к познанию целей или оно само есть цель, определяется и судьба познава­тельного процесса. В рамках данного подхода невозможно однозначно утверждать, что разработка методики является феноменом самодвижения деятельности, который приводит к выходу за пределы заданного, что и позволяет увидеть «непредвиденное».

Замечательным оказался тот факт, что часть учащихся продолжили исследование дальше. Они по разработанной методике проанализировали «дегазированную» воду из «Глазного источника». Дегази­рование в экспедиции осуществляли встряхиванием 1 л воды из источника в пластиковой бутылке вме­стимостью 2 л. Итог оказался для учащихся неожиданным — уменьшилось содержание однозарядных ионов (табл. 2).

Таблица 2. Состав дегазированной воды из «Глазного источника»

 

Ионный состав

Нормальная концентрация, мэкв/л

Доля аниона (катиона), %

Содержание иона в растворе, г/л

 
 

Анионы:

HCO3-

SO42-

Cl-

Всего

11,6 ± 0,1

6,0 ± 0,2

Менее 0,5

17,6*

66

34

0,708

0,288

 
 

Катионы:

Ca2+

Mg2+

Всего

Me+(Na+)

5,2 ± 0,2

6,1*

11,3 ± 0,3

6,3*

29

35

 

36

0,580

0,073

 

0,145

 
 

Общая минерализация

≈ 1,8

 

В данном случае вновь наблюдалось несоответствие ожидаемого и того, что получилось на самом деле. Это несоответствие снова выступило внешним стимулом.

Уменьшилось и содержание кальция. На первый взгляд это можно было бы объяснить смещением равновесия в системе

Ca(HCO3)2 ⇄ CaCO3 + CO2 + H2O

в сторону образования карбоната кальция. Однако такое объяснение противоречит другому факту: щёлочность при этом уменьшается значительно больше. Объяснить это недостаточной точностью определения нельзя, так как ошибка в этом случае будет составлять 65%. В свою очередь, данное несоответствие послужило основанием постановки нового эксперимента по анализу кипячёной воды (кстати, учащихся интересовало и как изменилось бы содержание магния). Результаты анализа кипячёной воды из «Глазного источника» приведены в табл. 3.

Таблица 3. Состав кипячёной воды из «Глазного источника»

 

Ионный состав

Нормальная концентрация, мэкв/л

Доля аниона (катиона), %

Содержание иона в растворе, г/л

 
 

Анионы:

HCO3-

SO42-

Cl-

Всего

2,6 ± 0,2

6,0 ± 0,2

Менее 0,5

8,6*

30

70

0,159

0,288

 
 

Катионы:

Ca2+

Mg2+

Всего

Me+(Na+)

≈ 0,5

6,1*

6,6 ± 0,2

2,0*

6

71

 

23

0,073

 

0,046

 
 

Общая минерализация

≈ 0,6

 

Уменьшение содержания щелочных металлов с 11,2 до 2,0 мэкв/л заставило основательно заду­маться всех. В случае кипячения сохранилось и несоответствие между изменением содержания кальция и изменением значения щёлочности.

На этом учащиеся прекратили эксперимент и приступили к теоретическому осмыслению имеющейся проблемы. Они выдвинули предположение, что содержание ионов щелочных металлов в воде «Глазного источника» составляет 2,0 мэкв/л, тогда 9,2 мэкв/л составляет содержание какого-то другого катиона. На его присутствие указывал и своеобразный привкус воды. Учащиеся сразу предположили железо(II). Действительно, гидрокарбонат железа(II) при уменьшении концентрации углекислого газа разлагается аналогично гидрокарбонату кальция

Fe(HCO3)2 ⇄ FeCO3 + CO2 + H2O

так же себя ведёт и гидрокарбонат марганца(II)

Mn(HCO3)2 ⇄ MnCO3 + CO2 + H2O

С этими свойствами гидрокарбоната и карбоната марганца(II) учащиеся знакомятся при изучении темы «Получение пентагидрата сульфата марганца(II)» [3], но всё же марганец(II) они не предложили как альтернативу железу(II). Кроме того, им были известны и результаты экспедиции «Кенозеро-97», когда в природных водах было обнаружено значительное количество марганца(II).

Уменьшение щёлочности происходит и в результате окисления железа(II) до железа(III) кислородом воздуха

4Fe(HCO3)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3 + 8CO2

Fe3+ - e- + 3HCO3- = Fe(OH)3 + 3CO2

4

O2 + 4e- + 4CO2 + 2H2O = 4HCO3-

1

а также окисления марганца(II) до марганца(IV)

2Mn(HCO3)2 + O2 = 2MnO2 + 4CO2 + 2H2O

Mn2+ - 2e- + 4HCO3- = MnO2 + 4CO2 + 2H2O

2

O2 + 4e- + 4CO2 + 2H2O = 4HCO3-

1

В литературе встречается и другая форма марганца(IV) — MnO(OH)2

Состав воды «Глазного источника», в соответствии с их предположением, приведен в табл. 4.

Таблица 4. Уточнённый состав воды из «Глазного источника»

 

Ионный состав

Нормальная концентрация, мэкв/л

Доля аниона (катиона), %

Содержание иона в растворе, г/л

 
 

Анионы:

HCO3-

SO42-

Cl-

Всего

24,0 ± 0,3

6,0 ± 0,2

Менее 0,5

30,0*

80

20

0,164

0,288

 
 

Катионы:

Ca2+

Mg2+

Всего

Me+(Na+)

Fe2+(Mn2+)

12,7 ± 0,4

6,1*

18,8 ± 0,7

2,0*

9,2*

42

20

 

7

31

0,254;

0,073

 

0,046

0,258

 
 

Общая минерализация

≈ 2,4**

 

________________

** Нижний предел общей минерализации минеральных вод этого региона

Исходя из первоначально поставленных задач, учащиеся сделали практические выводы: по степени минерализации вода из «Глазного источника» относится к лечебно-столовым водам; она должна ока­зывать выраженное физиологическое действие на организм человека, так как содержание железа в ней превышает бальнеологическую норму (20 мг/л); она может применяться как лечебное средство только по назначению врача; допускается её использование в качестве столового напитка, но не система­тически.

Итак, был совершен переход от одной проблемной ситуации, связанной с изменением методики определения общей жёсткости и кальция в воде «Глазного источника», к другой, в которой учащиеся поставили дополнительный эксперимент по анализу этой воды с последующей формулировкой пред­положения и уточнения состава воды в источнике. Получили результат, который не является след­ствием первоначально поставленных задач.

Таким образом, учащиеся расширили пределы заданной ситуации, действовали вне её требований, выйдя за рамки внешне целесообразной деятельности, и осуществили собственное целеполагание.

Учащимися был найден и отработан надежный алгоритм решения поставленных задач (изменение методики анализа). Дальнейший анализ воды из «Глазного источника» не диктовался утилитарной потребностью решить предложенные задачи, так как погрешность определения показателей качества не превышала в итоге 4%. Для тест-систем погрешность определения допускается и свыше 20%.

Переход к новой проблемной ситуации осуществился после требуемого решения задач, по иници­ативе самих учащихся, поэтому можно говорить об отсутствии внешнего и внутреннего стимулов их деятельности, а следовательно, и о проявлении ими интеллектуальной инициативы. Этот ничем не стимулированный переход от проблемной ситуации первого уровня деятельности к проблемной ситуации второго уровня свидетельствует о формировании у учащихся интеллектуальной активности.

Успех экспедиции «Саяны-2000» состоит не в апробировании тест-систем, разработанных на базе лаборатории физической химии и изготовленных самими учащимися, не в определении ими шести показателей качества воды вместо пяти. Достижением этой экспедиции является то, что ее участники из группы «Экоаналитики» осуществили собственное целеполагание, которое и позволило получить оригинальный результат, снимающий мистический ореол с явлений, которые раньше представлялись как спонтанные.

Преодоление разрыва между образованием и воспитанием невозможно без рассмотрения этих по­нятий в органическом единстве. Нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обуче­ния (ускорения, усложнения и т.д.). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. История науки и особенно искусства знает массу примеров того, что отсутствие или утрата духовности оборачивались потерей таланта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одарённость и проблемы её идентификации // Психоло­гическая наука и образование. — 2000.   № 4. — С. 5-13.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1983.

3. Шульгин А.Т. Гидропоника // Химия в школе. — 2000. — № 3. — С. 68-78.