Sample menu:

Нестатьи

АНГЛО-САКСОНСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ И
РОССИЙСКИЕ НАЧАЛА ТВОРЧЕСТВА

Трактовка исторического процесса всегда зависела от философской позиции «светила» исторической науки, так называемого «авторитета». Именно с ней связано выделение тех или иных сторон исторического процесса для изучения, выбор соответствующих методов его исследования. Деятельность исследователя, её мотив не заключены в самом объекте исследования. Они определены всеми смысловыми связями в мире людей, т.е. они характеризуются субъект-субъектными отношениями. Личные качества учёного, его профессиональная компетентность, глубина мышления, а также его моральный облик играют существенную роль в процессе исследования, предопределяют его результаты. Перечисленные качества учёного воспитываются в школе, в широком понимании этого слова.

Стратегия образования и воспитания подчинена социально-экономическим потребностям общества, а также его политической системе. Высшей образовательной ценностью в любом обществе, будь то тирания или демократия, провозглашается взращивание талантливого, творческого исследователя. Проблема творчества — наиболее сложная тема. Хотя она и была решена в 70-х годах XX века, это решение осталось незамеченным большей частью научной общественности.

На вопрос: «Что такое творчество?» любой однозначно ответит: «Создание нового!». Далее вся дискуссия будет направлена в русло обсуждения вопроса: «Что такое новое?» При этом сама проблема творчества будет отодвинута на задний план, а потом про творчество в пылу дискуссии и вовсе забудут.

Американцем Дж.П. Гилфордом (Joy Paul Guilford) разработана теория «SOI» [1], трёхмерная теоретическая модель структуры интеллекта. Гранями воображаемого куба интеллекта являются операции (познание, запоминание, дивергентные решения, конвергентные решения и оценивание), продукты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования и применения) и содержание (зрительное, слуховое, символическое, семантическое и поведенческое). Дж.П. Гилфорд указал на принципиальное различие между конвергентными и дивергентными решениями и считал дивергентные решения сущностной составляющей креативности. Характеристиками дивергентного (креативного) мышления были определены беглость, разработанность, гибкость и оригинальность (способность производить новые, оригинальные идеи). Беда состоит в том, что в инструкциях креативных тестов оригинальность трактуется как маловероятностная идея, то есть чисто статистически: чем меньше респондентов высказывают какую-либо идею, следовательно, эта идея — оригинальная, креативная [5]. Респондент, высказавший сумасшедшую идею, — творец! С 1990 г. в России теорию творчества Дж.П. Гилфорда на государственном уровне внедряет академик А.М. Матюшкин.

К счастью, в СССР была разработана другая теория творчества. В основе её лежит принцип: чтобы человек был творческим, необходимо с детства воспитывать у него отношение к познавательной деятельности как к самостоятельной ценности, высоко значимой для самого человека. Сторонником этой концепции был Максим Горький.

Выпускник школы Дж.П. Гилфорда при трактовке исторического факта будет исходить из субъект-субъектных отношений со своими коллегами. Для него важна «вычурность» трактовки факта, так как именно вычурность оценивается его коллегами как некоторая «оригинальность». Он будет сторонником узкой специализации по областям знаний. Именно по этой причине традиционные историки выступают против того, чтобы в их предметную область «влезали» математики, физики, химики и прочие представители «небелой» кости и «неголубой» крови.

Выпускник школы, в которой высшей ценностью объявляется познавательная деятельность, будет стремиться уйти от субъект-субъектных отношений со своими коллегами. Основной целью его неограниченного предметными рамками исследования будет выявление всех существенных связей объекта исследования с окружающим миром. Ничем неограниченное поле исследования Д.Б. Богоявленская называет «креативным полем» [2].

В каком Китае был изобретён чёрный порох?

Традиционную версию открытия чёрного пороха изложил профессор Центрального института национальных меньшинств Китайской Народной Республики Фэн Цзяшен [4]:

1. Фэн Цзяшен считает, что Китай является первой страной, где изобретён чёрный порох.

2. Его доказательная база состоит в том, что на рубеже V и VI столетий китайский медик Тао Хундзин изучал горение селитры, хотя изготовлять порох из селитры, древесного угля и серы научились в Китае лишь через тричетыре столетия после Тао Хундзина.

3. В начале IX в. алхимик Нин Сюйцзы занимался накаливанием смеси из селитры, серы и растения кокорника, эта смесь чем-то напоминала порох.

4. В 970 г. во время Сунской династии Фэн Ишэн и Юэ Ифон стали применять зажигательные стрелы, в наконечниках которых закладывался медленно горящий порох.

5. В китайском трактате «Основы военного дела», написанном в 1040 г., содержится три рецепта изготовления дымного пороха, причём скорость горения его регулируется добавкой различных веществ.

6. В 1132 г. Чень Гуй изобрел огнестрельное оружие — пищаль, бамбуковый ствол которого набивался дымным порохом.

7. В XIII-XIV вв. стволы огнестрельного оружия изготовлялись из меди и железа, а поражающими элементами являлись камни, железные ядра, галька и обрезки железа.

8. В начале XIII в. рецепты пороха, способ его изготовления и огнестрельное оружие в результате развития торговых отношений и культурного обмена проникли из Китая в Аравию.

Далее традиционные историки считают, что от арабов, живших в Испании, знакомство с выработкой и употреблением пороха распространилось на Францию и на Восточную Европу.

Сухой остаток этих доказательств: чёрный порох изобретён за много лет до нашей эры народами Китая и Индии, где селитра самопроизвольно выделяется из почвы, поэтому население этих стран случайно могло обнаружить взрывчатые свойства смеси селитры с серой и древесным углем, а затем воспроизвести и применить эту смесь для различных целей.

Приведённая доказательная база является несостоятельной. На вопрос о цели этой мистификации пусть отвечают политики.

Вопрос о случайности того или иного открытия в науки и бытовой жизни является неоднозначным. А.С. Пушкин утверждал:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещения дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, Бог-изобретатель...

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...». Поэтому останемся на научных позициях: событие происходит, если его вероятность равна единице. Являются ли Китай и Индия единственными странами, на территории которых селитра «самопроизвольно выделяется» из почвы?

Нитраты на планете образуются в верхних слоях атмосферы. Вместе с дождями они попадают в почву. В местах, где много выпадает осадков, нитраты не концентрируются, так как все они растворимы в воде. Поэтому нитраты могут накапливаться лишь в пустынях. Именно в пустынях находятся известные месторождения селитры. Нитраты являются продуктами минерализации в детритных пищевых цепях. Для образования нитратов необходим детрит животного происхождения. Откуда он берётся в таких больших количествах в пустынных районах, в которых растительность бедна? В пустыни его приносят стаи перелётных птиц. Скорость обмена веществ у птиц очень велика.

Таким образом, месторождения селитры имеются в любых пустынных районах Земли, через которые пролегают стаи перелётных птиц, в том числе и в северной части Каспия. Населённый пункт Селитряное Астраханской обл. появился на месте посёлка селитродобытчиков. Там тоже селитра самопроизвольно выступает из почвы. Почвы, из которых соль выступает самопроизвольно, называются солончаками. Солончаки использовались для выварки соли, которую впоследствии стали называть поваренной. Соль из почвы экстрагировали водой. Рассол выпаривали в чанах. При нарушении режима выпаривания рассол вскипал и заливал угли. В случае обычной соли угли гасли, и под чаном приходилось вновь разводить огонь. Если упаривали раствор селитры, то происходило чудо: огонь гас, но через некоторое время вспыхивал ещё с большей силой. Это нашло свое отражение в мистике и художественной литературе: В фильме «Филипп Траум» ангел доказывает детям, что он является Сатаной, через власть над огнём. Пас к огню, означает бросок щепотки селитры на тлеющие угли.

Качество соли определяли органолептическим способом. Соль горькую на вкус браковали. Её горький вкус был обусловлен примесями магния и сульфатов. Раствор селитры, как и раствор поваренной соли, имеет солёный вкус, однако при пробовании самой селитры во рту ощущается холод. По этой причине в чешском языке селитра - ледок. Таким образом, алхимик по вкусу различал солончаки.

Никакой случайности в открытии селитры не имеется. Селитра сразу же использовалась в смеси с древесным углем. Примем бездоказательно, что древесный уголь не является углеродом. Зачем китайский алхимик Нин Сюйцзы накаливал селитру с кокорником? Это риторический вопрос.

Много ли Китаев на континентальной части поверхности Земли? Первоначально нужно выяснить семантику слова «китай». Сразу же приходит на ум, что слово «китай» является однокорневым словом «кит»: «чудо-юдо рыба-кит» — персонаж сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Словосочетание «чудо-юдо рыба-кит» для носителя русского языка однозначно означает: чудо, которое видели, рыба-великан. В азбуке иеромонаха Истомина китом называется осётр.

На основании данного анализа уже можно сделать вывод, что слово «китай» является архаизмом в современном русском языке, синонимом слова «великий». Китеж-град — Великий град. Не надо представлять его утопшим на дне какого-то озера.

«Китаев» на Земле очень много: остров Сите в Париже, любая цитадель — это Китай, любая центральная часть города в США — Китай. Китай — великая страна, поэтому она должна быть цитаделью — окружена Великой Китайской стеной. В литературе указывается, что английское название современного Китая — «China» — означает чайная страна. Это неправильное суждение. Тогда Чингисхан — чайный хан, а все чиновники — чайноманы! China означает страну строгой иерархии, Поднебесная империя. Индия — страна каст.

Имеется ли третий компонент чёрного пороха в Волжско-Камском бассейне? Сера в природе встречается в самородном виде в осадочных породах на территориях Саратовской и Самарской областей.

На основании изложенного, можно однозначно утверждать, что традиционная трактовка открытия чёрного пороха не имеет научной основы. Китай-город, цитадель при царском гареме (Кремль) — это место, где был впервые сварен, именно сварен, чёрный порох.

Литература:
1. Guilford J.P. Analysis of Intelligence. — N. Y., 1971.
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-н/Д: Изд-во Ростовск. Ун-та, 1983. — 176 с.
3. Короткова О. Аркаим: сердце Евразии // Новый Акрополь. — 2001. — № 4.
4. Фэн Цзяшен // Народный Китай. — 1956. — № 14. — С. 37-40.
5. Богоявленская Д.Б. Одарённость и проблемы её идентификации // Психологическая наука и образование. — 2000. — № 4. — С. 5-13.